Константин Пономарев стал объектом разбирательства

В Подмосковье идёт процесс над обвиняемым в заведомо ложном доносе

В декабре 2018 года Люберецкий горсуд начал рассматривать уголовное дело Константина Пономарева. В данном случае его обвиняют по статье УК РФ 306 «Заведомо ложный донос». Как считают следователи, в 2014-2015 годах Пономарев совместно со своим адвокатом Загорским и при участии двух подкупленных граждан организовали в городе Раменское пять гражданских и уголовных процессов. Эти споры разобрала мировая судья Наталья Богунова – а компетенция данной инстанции ограничена делами не дороже 50 тысяч рублей – и вынесла выгодные Пономареву вердикты. Польза для обвиняемого заключалась в том, что в мотивировочной части решений оказались формулировки, которые позволили фигуранту отбиться от претензий налоговых органов на сумму более чем 8 миллиардов рублей, закрыв два уголовных дела.

Первое заседание в Люберцах, как предусматривает УПК, проходило за закрытыми дверями, однако кое-что о нем все же стало известно. Согласно источникам портала Право.ру, сторона Пономарева заявила о необходимости исключить из числа доказательств показания, данные на допросах упомянутыми Богуновой и Загорским. Настаивая на этом, защитники заявляли о нарушениях процессуального права. Впрочем, ранее они безуспешно приводили тот же довод, когда пытались оспорить правомерность проведения обыска в квартире Пономарева, утверждая, что там находилась адвокатская контора.
По мнению экспертов, пребывание материалов указанных допросов в перечне доказательств вполне законно. Подозреваемый Загорский в статусе адвоката мог сам решать, давать ли ему показания. С Богуновой все чуть сложнее, поскольку практика допроса судей все еще не сформирована, однако вряд ли это может служить основанием для исключения ее показаний.

В то же время, если рассматривать ситуацию логически, то свидетельства непосредственных участников раменских процессов представляют несомненный интерес для правосудия, заинтересованного в установлении истины.

История инсценировок

И аналогичным образом раменские процессы должны заинтересовать в принципе нашу судебную систему, поскольку могут представлять серьезную для нее угрозу. Ведь создание преюдиции в незначительном деле для ухода от ответственности способно вообще свести на нет усилия правоохранителей по борьбе со злоумышленниками.

Вот как, к примеру, все происходило в случае с Пономаревым. В январе 2015 года Богунова определилась с вердиктом по гражданскому делу № 2-04/2015. В рамках данного разбирательства Пономарев требовал взыскать с Сергея Исаева – одного из подкупленных, по версии следствия, граждан – 50 тысяч рублей. Истец заявлял, что ответчик оказал ему некачественные услуги по налоговому консультированию. Судья отказала в удовлетворении иска, однако в мотивировочной части решения дала оценку правоотношениям между Пономаревым и компанией, хотя они не были предметом спора и никак не относились к рассмотренному конфликту. Также известно, что сделанные Богуновой выводы противоречили ранее установленным в арбитраже обстоятельствам противостояния Пономарева и ИКЕА (см. дела № А40-77050/2011 и № А41-25213/2013).

Заодно Богунова установила, что Пономарев является добросовестным налогоплательщиком и не имеет задолженности перед государством. Хотя в то время ФНС предъявляла фигуранту претензии на 8 млрд. рублей, которые нынешний подсудимый не внес с полученной от ИКЕА по досудебному соглашению суммы в размере 8 млрд. рублей. Данные обвинения стали в апреле 2015 года поводом для возбуждения столичным подразделением СК РФ в отношении Пономарева двух уголовных дел. Вот тут вердикты Богуновой и сыграли свою роль. Ориентируясь на них, прокуратура закрыла оба дела как раз со ссылкой на решения мировой судьи.

Что характерно, ни ФНС, ни ИКЕА, фактически ставшие сторонами в раменских процессах, не были уведомлены о них должным образом. Можно считать, что узнали они об инсценировках случайно, однако в итоге смогли добиться пересмотра тех решений. Весной 2018 года судья Дмитрий Аладин удовлетворил апелляционную жалобу ИКЕА, убрав из вердиктов Богуновой выводы касательно отношений фигуранта и компании, а также сведений о добросовестности Пономарева-налогоплательщика. В целом, апелляция изменила пять актов мировой судьи, что позволило следственным органам вновь начать уголовное преследование главного инициатора раменских процессов.

Схема фигуранта

Как изначально считало следствие, Пономарев при поддержке Загорского подкупил уже упомянутого Исаева и Власенко, соответственно, заплатив из $20 тыс. и $50 тыс. За обещанное вознаграждение они приняли участие в судебных постановках.

Легенда была следующей. Во время встречи в раменском кафе «Ми-Ля» Пономарев заявил, что Исаев «бездельничал» и не предпринял «ряд необходимых действий», чтобы установить «отсутствие объекта налогообложения» у собеседника за определенный период времени. Якобы это было сказано при свидетеле Власенко. Исаев посчитал, что Пономарев клевещет, и обратился за разрешением конфликта к мировому судье. Та же схема была разыграна участниками процессов еще несколько раз, при это они постоянно менялись ролями в процессах, поочередно побывав свидетелями, потерпевшими и ответчиками.

Теперь можно констатировать, что использованная Пономаревым схема стала объектом внимания со стороны правоохранителей, которые и довели ее расследование до конца, передав дело в суд.

Другие обвинения

Что интересно, статья 306 не единственная вменяемая Пономареву. Также СКР расследует его деяния, подпадающие под три другие статьи – 199-ю «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией», 30-ю и 159-ю «Мошенничество». Причем речь идет об особо крупных размерах, а также о прямом ущербе государству.

Если об уклонении от уплаты налогов было сказано выше, то о мошенничестве следует оговориться отдельно. Следствие считает, что Пономарев организовал сложную схему, связанную с арендой дизель-генераторов, которая позволила ему предъявить претензии к государственной корпорации «Кубаньэнерго» на 5,3 млрд. рублей. Однако энергетики сумели отбиться от нападения Пономарева, и к делу подключились правоохранители.

Новый адрес Пономарева

В начале июня позапрошлого года фигурант был арестован решением Пресненского районного суда и помещен в следственный изолятор. Сделано это было не волюнтаристски: у следствия имелись данные о том, что фигурант намеревается скрыться за границей и уже купил авиабилет до Черногории. Еще одним резоном в пользу избрания такое меры пресечения стала убежденность правоохранителей в том, что на свободе Пономарев получит возможность влиять на ход расследования.

Важность дела Константина Пономарева лишний раз подчеркивает то обстоятельство, что им занимается Главное управление СКР по расследованию особо важных дел.

Источник материала: https://pravo.ru/news/209555/

Новости Иваново