Олег Белозёров: карьера и достижения. Биография главы РЖД

Свой трудовой путь он начинал в Центре научно-технического творчества молодёжи.
В настоящее время возглавляет одну из самых крупных транспортных компаний в мире,
которая управляет железнодорожной сетью общей протяжённостью свыше 85 тысяч
километров.

Ранние годы, образование и начало карьеры

Олег Валентинович Белозёров родился в семье врачей в небольшом портовом городе
Вентспилсе (Латвия) на побережье Балтийского моря. Отец сначала работал
рентгенологом, затем перешёл на административную должность. Мама была
врачом-невропатологом.

С юных лет будущий топ-менеджер демонстрировал успехи в спорте и в математике.
Поставил школьный рекорд в беге на 400 метров.

В 1986 году окончил среднюю школу и поступил в Ленинградский финансово-экономический
институт им. Н. А. Вознесенского. После первого курса Белозёрова призвали в ряды
Советской Армии для прохождения срочной службы. Демобилизовавшись, продолжил
обучение, диплом о высшем образовании получил в 1992 году.

В 2005 году защитил диссертацию и получил степень кандидата экономических наук.

Бизнес и государственная служба

Трудовую деятельность Олег Белозёров начал в 1990 году в Центре научно-технического
творчества молодёжи «Гран» сначала на должности руководителя одного из отделов, а
позже заняв пост директора организации. Подобные центры открывались во времена
перестройки по всей стране и послужили настоящей школой бизнеса для многих
известных сегодня российских предпринимателей.

После работы в «Гране» возглавлял небольшую компанию «Экокон», а потом и ряд
других коммерческих фирм.

С 1998 по 2004 год Олег Валентинович занимал руководящие посты на системообразующих
предприятиях, в числе которых «Ленэнерго», «ЛОМО», «Российская топливная компания».
В ноябре 2004 года он получает должность заместителя главы Росавтодора. С 2009-го
по 2015-й является замминистра транспорта РФ. В этот период Белозёрову присваивают
классный чин действительного государственного советника Российской Федерации 1
класса.

Во главе транспортной компании №1

В августе 2015 года премьер-министр России своим распоряжением назначил
Белозёрова президентом открытого акционерного общества «Российские
железные дороги».

Олегу Белозёрову удалось сбалансировать бюджет компании. Под его руководством
РЖД снизили затраты на текущие расходы более чем на 200 млрд рублей. Предприятие
перестало зависеть от федеральных субсидий. Даже по итогам кризисного 2020 года
суммарные доходы РЖД составили 1 813,1 млрд рублей, а прибыль от продаж — 117,3
млрд рублей. За этот же год активы компании увеличились на 6,4% и составили
7081,8 млрд рублей. На развитие и обновление основных фондов компании в 2020
году было направлено более 717 млрд, что также является историческим максимумом.

Сегодня РЖД является новатором в использовании современных финансовых инструментов.
Осенью 2020 года впервые в истории России компания разместила на фондовом рынке
«зелёные» облигации на сумму 100 млрд рублей, которые пойдут на реализацию
проектов, призванных снизить нагрузку на окружающую среду.

В их числе — внедрение энергосберегающих технологий, приобретение более
экономичных поездов и электровозов, электрификация железнодорожной
инфраструктуры, строительство очистных сооружений, а также инфраструктуры,
позволяющей снизить количество выбросов.

За прошедшие шесть лет под руководством Белозёрова РЖД значительно улучшили и
качество пассажирских перевозок. Компания продолжает обновлять подвижной состав,
увеличивая долю перевозок скоростными «Ласточками», «Иволгами», «Стрижами».
Оснащаются современным оборудованием вокзалы и станции.

Положительную роль в повышении объёмов пассажирских перевозок сыграли совместные
проекты РЖД и региональных администраций. Самые масштабные из них реализуются при
взаимодействии с правительством Москвы. В 2016 году при участии РЖД начало работу
Московское центральное кольцо, позволившее снизить нагрузку на метро. В 2019 году
были запущены первые два элемента системы центральных диаметров — железнодорожные
линии, соединяющие городские районы и ближайшие пригороды через центр столицы. На
финишную стадию выходит строительство Большой кольцевой линии, станции которой
будут связаны с центральными диаметрами. В 2021 году, впервые за 100 лет, в
Москве был введён в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал дальнего
следования, ставший элементом одного из крупнейших транспортно-пересадочных
узлов столицы.

Цифровая трансформация пассажирских перевозок

Путешествия по железной дороге становятся все комфортнее благодаря развитию
магистральной инфраструктуры и предложению актуальных услуг. В 2017 году Олег
Белозёров дал старт глобальным переменам с помощью IT-технологий, когда
научно-технический совет РЖД одобрил концепцию «Цифровая железная дорога».

Позже, в 2019 году, была принята «Стратегия цифровой трансформации
компании до 2025 года».

Внедрение современных технологий создаёт комфортную среду для пассажиров,
обеспечивая доступ в дороге к привычным услугам, а также повышая качество
сервиса в целом.Так, большинство вокзалов крупных городов России предоставляют
посетителям возможность подключения к Интернету с помощью бесплатного WI-FI. В
поездах дальнего следования можно пользоваться услугами мультимедийного портала
«Попутчик».

Разработки в области программного обеспечения позволили увеличить максимальный
срок предварительной продажи билетов — на поезда по России их можно приобрести
за 90 дней до отправления, а на ряд курортных направлений и за 120 дней. Покупка
доступна либо на официальном сайте РЖД, либо с помощью официального мобильного
приложения «РЖД Пассажирам».

Достойная оценка

Под руководством Белозёрова РЖД добились максимальных результатов за последние
годы по финансовым показателям, объему пассажирских (почти 1,2 млрд человек в
год) и грузовых перевозок (более 1,27 млрд тонн). Предприятие входит в число
ведущих мировых железнодорожных холдингов. Согласно данным Центра компетенций
НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных на базе МГУ имени М. В.
Ломоносова, индекс инновационного развития РЖД выше, чем у большинства
иностранных компаний. РЖД занимают лидирующие позиции по нескольким
составляющим, включая организацию движения поездов, цифровую трансформацию
и энергоэффективность.

Деятельность Олега Белозёрова по достоинству оценена не только пассажирами
и экспертным сообществом, но и руководством страны. 29 марта 2021 года
распоряжением премьер-министра России Михаила Мишустина он был переназначен
генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД».


Новости Иваново
Олег Белозёров: карьера и достижения. Биография главы РЖД
Medrxiv: Ученые ждут 22 новые мутации SARS-Cov-2 в ближайшие четыре месяца